Паспорт проекта
Паспорт межрегионального сетевого проекта «Языковой вкус эпохи», посвященного памяти основателя и первого ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, академика Виталия Григорьевича Костомарова
Информация об авторе проекта |
|
ФИО |
Немова Альбина Николаевна |
Организация и должность |
Нижегородский РЦОд; методист |
Информация о проекте |
|
Цитата |
«Вкус — система идейных, психологических, эстетических и иных установок человека или общественной группы в отношении языка и речи на этом языке. Эти установки определяют то или иное ценностное отношение человека к языку, способность интуитивно оценивать правильность, уместность, эстетичность речевого выражения. (В. Костомаров) |
Аннотация |
В рамках проекта обучающиеся узнаʹют об изменениях языка по своим внутренним законам, от нас не зависящим. «Язык даёт то, что нам необходимо. Поэтому о деградации языка говорить нельзя. Можно говорить о состоянии общества, которое пользуется данным языком, когда что-то хорошее убирают на периферию языка, а что-то скверное из периферии достают; мы это и наблюдаем. Спасать нужно нас, а не язык». |
Цель и задачи |
Цель — развитие речевой культуры учащихся; овладение ими правилами использования языка в разных ситуациях общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся. Задачи: · знакомить обучаемых с основами знаний о культуре речи, с основными нормами литературного языка; · формировать у обучаемых представления об эстетической функции русского языка, воспитывать эстетическое отношение к языку и речи; · обучать правильному и рациональному пользованию лингвистическими словарями и справочниками; · уметь анализировать чужую речь и свою собственную речь, опираясь на теорию коммуникативных качеств речи; · ориентироваться на изучение русской речи по лучшим ее образцам (художественным, научным, публицистическим); · знакомить обучающихся с критериями культуры речевого поведения в определенных ситуациях и сферах общения. |
Предметная область |
Русский язык |
Межпредметные связи |
Литература, история, информатика и ИКТ, эстетика, этика, психология |
Участники |
Защитники русского языка 4-11 классы (10-18 лет) |
Срок реализации проекта |
октябрь 2021 года — декабрь 2021 года |
Условия участия |
Участники проекта должны предварительно изучить проблемные вопросы по первоисточнику (В.Г.Костомаров «Языковой вкус эпохи») |
Планируемые результаты проекта |
У обучающихся формируются универсальные учебные действия: · коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие ; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.); · познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.); · регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.). |
Проблемные вопросы |
|
Этапы работы над проектом |
1. Подготовка: определение темы, цели, задач проекта. 2. Планирование: определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление критериев оценки результата и процесса разработки проекта. 3. Исследование: сбор информации. 4. Анализ и обобщение: анализ информации, оформление материалов сначала в виде текста, затем в виде презентации (ролика, викторины), формулирование выводов. 5. Представление проекта: по завершении сетевого проекта. 6. Оценка результата и процесса: анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач. |
Продукты проекта |
Презентации; ролики; буктрейлеры; викторины, выполненные в приложении VEB 2.0 http://learningapps.org/ |
Программное обеспечение |
Текстовый редактор, веб-браузер Mozilla Firefox, программы для записи и монтажа видео, программы для создания презентаций, платформа Moodle. |
Формы взаимодействия |
форумы для взаимодействия команд на площадке проекта, конференция на платформе Zoom |