Перейти к содержанию

Паспорт проекта

Паспорт межрегионального сетевого проекта «Языковой вкус эпохи», посвященного памяти основателя и первого ректора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, академика Виталия Григорьевича Костомарова

Информация об авторе проекта

ФИО

Немова Альбина Николаевна

Организация и должность

Нижегородский РЦОд; методист

Информация о проекте

Цитата

«Вкус — система идейных, психологических, эстетических и иных установок человека или общественной группы в отношении языка и речи на этом языке. Эти установки определяют то или иное ценностное отношение человека к языку, способность интуитивно оценивать правильность, уместность, эстетичность речевого выражения. (В. Костомаров)

Аннотация

В рамках проекта обучающиеся узнаʹют об изменениях языка по своим внутренним законам, от нас не зависящим. «Язык даёт то, что нам необходимо. Поэтому о деградации языка говорить нельзя. Можно говорить о состоянии общества, которое пользуется данным языком, когда что-то хорошее убирают на периферию языка, а что-то скверное из периферии достают; мы это и наблюдаем. Спасать нужно нас, а не язык».

Цель и задачи

Цель — развитие речевой культуры учащихся; овладение ими правилами использования языка в разных ситуациях общения; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике на материале, отвечающем особенностям и возможностям учащихся.

Задачи:

·       знакомить обучаемых с основами знаний о культуре речи, с основными нормами литературного языка;

·       формировать у обучаемых представления об эстетической функции русского языка, воспитывать эстетическое отношение к языку и речи;

·       обучать правильному и рациональному пользованию лингвистическими словарями и справочниками;

·       уметь анализировать чужую речь и свою собственную речь, опираясь на теорию коммуникативных качеств речи;

·       ориентироваться на изучение русской речи по лучшим ее образцам (художественным, научным, публицистическим);

·                 знакомить обучающихся с   критериями культуры речевого поведения в определенных ситуациях и сферах общения.

Предметная область

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, история, информатика и ИКТ,  эстетика, этика, психология

Участники

Защитники русского языка  4-11 классы (10-18 лет)

Срок реализации проекта

октябрь 2021 года — декабрь 2021 года

Условия участия

Участники проекта должны предварительно изучить проблемные вопросы по первоисточнику (В.Г.Костомаров «Языковой вкус эпохи»)

Планируемые результаты проекта

У обучающихся формируются универсальные учебные действия:

·       коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие ; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета и др.);

·       познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

·       регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.).

Проблемные вопросы

  • Что такое языковой вкус как категория речевой культуры?
  • Речь кого из блогеров, медийных персон ты бы отнёс к «иконам языкового вкуса»?
  • Девушка, женщина, сударыня… Что лучше?
  • Что выражают новые этикетные формулы, восходящие к западным иноязычным образцам?
  • Кто в ответе за снижение уровня речевой культуры?

Этапы работы над проектом

1. Подготовка: определение темы, цели, задач проекта.

2. Планирование: определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчета). Установление критериев оценки результата и процесса разработки проекта.

3. Исследование: сбор информации.

4. Анализ и обобщение: анализ информации, оформление материалов сначала в виде текста, затем в виде презентации (ролика, викторины), формулирование выводов.

5. Представление проекта: по завершении сетевого проекта.

6. Оценка результата и процесса: анализ выполнения проекта; причины успехов и неудач.

Продукты проекта

Презентации; ролики; буктрейлеры; викторины, выполненные в приложении VEB 2.0 http://learningapps.org/

Программное обеспечение

Текстовый редактор, веб-браузер Mozilla Firefox, программы для записи и монтажа видео, программы для создания презентаций, платформа Moodle.

Формы взаимодействия

форумы для взаимодействия команд на площадке проекта, конференция на платформе Zoom